Алтай 2015. Часть 3 – Долина реки Чулышман

Третий день на Алтае. Наконец-то сегодня мы увидим Кату-Ярык!

Ранее:
Бюджетный маршрут
Часть 1 – Дорога до Алтая
Часть 2 – Дорога до Улагана

Мне очень давно хотелось побывать в долине реки Чулышман и увидеть известный перевал Кату-Ярык. Это одно из самых красивейших мест! Сам перевал представляет собой крутой спуск. Длина — 3,5 км, 9 поворотов, средний уклон — 10°, покрытие — грунт, камни. Высота у подножия — 670 м над уровнем моря, смотровой площадки — 1200 м . Долина Чулышмана находится на большом расстоянии от посёлков, поэтому места тут дикие. В самой долине мы хотели увидеть Каменные грибы и водопад Учар. А ещё река Чулышман впадает в Телецкое озеро. И мы думали доехать ещё до него.

Утром мы позавтркали, собрались и отправились дальше. Асфальт снова кончился. Позади в зеркало виднелись снежные вершины Курайского хребта.

Доехали до села Балыктуюль и свернули на дорогу до  Кату-Ярыка. Недалеко от села проехали Пазырыкские курганы ( V-IV вв. до н.э.). Их уже все вскрывали. За найденные в них богатства их называют “царскими”. Здесь стояла такая тишина!

Мы поехали дальше. Вдалеке показались горы долины Чулышмана. Неожиданно нам перебежала дорогу косуля, а потом ещё две черные белки.

Ура! Первая смотровая на долину Чулышмана.

Пока шли к смотровой на нас пристально смотрели коровы.

Тут так было здорово! Такая мощь!

Смотреть на долину можно было бесконечно, но нам нужно было ехать дальше. А вот и сам перевал Кату-Ярык! Дух захватывает! Особенно от предстоящего спуска.

Сверху была пешая тропа, мы решили пройтись по ней. Мне хотелось зафотографировать всё, что я вижу!

Такая мощь!

Ещё раз взглянули на дорогу, сфотографировались и поехали спускаться.

Оказалось не так уж и страшно. Дорога хорошая, широкая, есть разъезды.

После спуска мы решили отправиться к Грибам и водопаду Учар. По дороге мы присматривались к реке. Здесь в большую воду пороги высокой категории сложности.

Дорога хоть и кажется ровной, но на самом деле здесь будто кто-то проехался на гусеницах, вся дорога похожа на стиральную доску. Едешь на второй – всё трясется! Появляется здравая мысль, а может прибавить скорость и вся вибрация пройдёт! Не тут то было… Руль и всё остальное начинает так вибрировать, что сразу возникает картинка, будто все винтики у машины начинают откручиваться…

Места тут очень красивые. У меня было желание остаться тут на днёвку. Лежать, ничего не делать и просто наслаждаться видами.

Мы подъехали к переправе через Чулышман, чтобы пойти на Грибы. Внимательно всмотревшись в гору мы увидели эти Грибы 🙂 . Пообедали и пошли.

Вдруг прибежали две алтайские собаки. Как всегда добрые и рады людям.

Преправа через реку стоит 500 руб за лодку. Алтаец предложил у нас купить колонку от машины, мол у нас же их 4, а у него рабочей ни одной, а ему тут ещё месяц жить.

Мы сказали, что сходим и подумаем пока. Оказалось, что одна из собак переплыла сама реку и пошла с нами. Тут было столько кузнечиков и зеленых жуков, похожих на клопов! И все стремились влететь мне в ухо! Ваня начал ловить кузнечика, чтобы показать его мне.

Подъем оказался крутой. Ваня с собакой поднимались лихо. Я плелась сзади, ещё и пыталась успевать фотографировтаь. Меня собака как отстающую овцу постоянно дожидалась, а потом бежала дальше.

Потом оказалось, что сбоку была тропа, но снизу её не было видно. На наше удивление мы встретили спускающихся людей. Чем выше мы поднимались, тем красивее открывалась долина.

А вот и Грибы! Про них мы прочитали заранее, что такая форма образовалась в из-за вымывания мягкой породы, при этом прочная порода остается на месте.

Местами тропа была очень крутая, я порадовалась, что одела трекинги. Быстрее всех карабкалась собака!

Мы пофотографировались и пошли спускаться.

По дороге мы всё думали успеем или нет сходить на Учар. Было уже 3 часа дня, а по описаниям там идти в одну сторону 2 часа.

Внизу перед переправой мы догнали людей, которых встретили при подъеме. Нас всех вмесете алтаец переправил через реку.

Мы решили продать алтайцу колонку, всё равно музыку не слушали. В итоге за переправу мы не платили и нам ещё алтаец дал 200 рублей 🙂 . Мы спросили сколько до Учара, он сказал 4 часа в одну сторону. А ещё, что сейчас там одни камни. Мы успокоились и решили не ходить на водопад. От перевала до Грибов мы тащились 30 км на второй скорости по этой тряске, а до Телецкого озера ещё 50 км оставалось! Мы так устали от дороги, что готовы были только вернуться обратно. Единогласно решили так и сделать.

Уже после возвращения домой нам рассказали, что после Грибов дорога намного лучше и там можно гнать 100 км/ч.

По обеим сторонам от реки периодически были водопады.

Вернулись к перевалу и там заночевали на турбазе. Видели людей, которые негодовали по поводу отсутствия телика в домиках. Какой тут телик, тут даже электричества нет!

Был крутой дом с печкой и баня.

Ночью было очень красивое небо.